Досье на космических странников

До 15 февраля 2013 года многих из нас не очень интересовали метеориты, одна­ко тот факт, что в любой момент на нашу голову может обрушиться незваный гость из космоса, сделал тему об этих космических странниках весьма актуальной. Так что же собой представляют метеориты, откуда они берутся и почему иногда падают на нашу прекрасную Землю?

"Заговор" французских академиков

Для начала попробуем немного разобраться в терминологии. Чем, например, метеор отличается от метеорита? Все очень просто, наверное, многие в юности загадывали желание, увидев «падаю­щую звезду», так вот, эта «звезда» и была метео­ром. Явление в атмосфере (вспышка, падение «звезды» и др.), вызванное вторжени­ем в атмосферу космических твердых частиц или тел, называется метеором.

Обычно такое вторжение на очень большой скорости (12 км/сек и выше) закан­чивается тем, что космиче­ская частица или небольшое тело из-за трения и сильного нагрева полностью сгорает в атмосфере. Когда метеор отличается очень сильной яркостью, его называют болидом. Иногда полет особо ярких болидов можно наблюдать даже в дневное время, часто во время него происходят яркие вспышки, возникает дымный след и звуковые эффекты. Хотя явление болидов возникает при падении довольно крупных космических тел, не все из них долетают до Земли, часть также сгорает в атмосфере.

Если космическое тело падает на поверхность более крупного небесного объекта, то только тогда оно называется метеоритом. Таким образом, упав­шее на Марс или Венеру космическое тело тоже бу­дет называться метеоритом. Кстати, американские марсоходы уже обнаружили на Красной планете пять метеоритов, по составу они все железные, ведь обнаружить каменные экземпляры среди марсиан­ских булыжников пока слишком сложно.

А вот среди метеоритов, обнаруженных на Земле, подавляющее количество составляют как раз каменные метеориты, состоящие в основном из силикатов. Из них подавляющее большинство относится к хондритам. Такое название обусловлено тем, что такие метеориты содержат хондры — сфе­рические образования размером от микроскопиче­ских зерен до горошины. Каменные метеориты, не имеющие этих образований, называют ахондрита­ми. Железные метеориты состоят из никелистого железа, их находят гораздо реже их каменных собратьев.

Хотя космические тела падают с неба на протяжении всей истории человечества и метеориты при этом не раз находили, признать реаль­ность космических камней наука долго не могла. Дошло до того, что в 1790 году Па­рижская академия наук даже приняла решение не рассма­тривать больше сообщений о падении камней на Землю, ибо такое явление является невозможным и лженаучным. Ведущие академики XVIII века не признавали существование метеоритов, однако им все же пришлось это сделать в 1803 году.

В тот памятный год в Эгле (Франция) множе­ство перепуганных очевидцев наблюдали самый настоящий «каменный дождь», усеявший землю осколками. После этого Французской академии наук ничего не оставалось делать, как признать реальность «камней с неба». Теперь, когда хотят упрекнуть ученых в косности и консерватизме, не­редко вспоминают французских академиков и их неприятие метеоритов.

Где ищут метеориты?

По различным подсчетам, за сутки на Землю поступает от юо до 150 тонн внеземного вещества, в основном в виде метеорной пыли. Полагают, что за год на поверхность нашей планеты может вы­падать около 2 тысяч метеоритов. Надо отметить, что эта цифра весьма приблизительная, возможно, космических гостей прибывает и больше. Однако две трети из них падают в Мировой океан, а часть оказывается в настолько безлюд­ных местах, что найти их могут только случайно.

Досье на космических странников

Считается, что метеориты — это об­ломки астероидов и комет, а также ряда планет Солнечной системы. Представляе­те, какой интерес эти внеземные камни представляют для ученых! Например, с Марса на Землю не доставлено еще ни грамма грунта, зато у ученых есть несколько марсианских метеоритов, изучая которые они могут составить определенное представление о геологии и развитии этой далекой планеты. Вот поэтому метеориты ищут, и на их поиски снаряжаются не­редко целые экспедиции.

Обычно специальные экспедиции снаряжаются, когда известно место падения метеорита. Например, в 1947 году, когда дальневосточные геологи нашли место падения Сихотэ-Алинского метеорита, туда сразу отправи­лась специальная экспедиция под руководством академика В. Г. Фесенкова. В целом, на месте паде­ния побывало 15 экспедиций Комитета по метео­ритам АН СССР, благодаря этому удалось собрать 27 тонн фрагментов железного метеорита.

По данным Михаила Назарова, руководителя лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) РАН, с 1749 года на территории России сразу после падения было найдено всего 126 метеоритов. Теперь к этому количеству можно добавить и Чебаркульский ме­теорит, фрагменты которого обнаружили ученые. Остальные метеориты попали к исследователям через годы, а то и тысячелетия после приземления, то есть были найдены практически случайно.

До второй половины XX века находки ме­теоритов были доволь­но редким событием, однако, начиная с конца 70-х годов, мировая коллекция метеоритов стала пополняться неве­роятными темпами и увеличилась буквально в ю раз. Произошло это благодаря многочисленным находкам в Антарктиде. Ледяной континент стал для ученых на­стоящим метеоритным Клондай­ком.

Сначала Антарктида не бало­вала исследователей уникаль­ными находками, до 1958 года в ее негостеприимных льдах было обнаружено всего четыре метео­рита, однако в 1973 году япон­ской экспедиции удалось найти сразу несколько десятков метеоритов. Хотя они были небольшими, найти за один раз такое значительное количество метеоритов было несомненной удачей. Находки были сделаны у подножия прибрежной горной цепи Ямато, причем ученые сначала посчитали, что обнаружили ряд фрагментов одного и того же упавшего космического тела.

Однако проведенные анализы вызвали настоя­ щую сенсацию. Оказалось, что все найденные ме­теориты разные и каким-то невероятным образом скопились в одном месте. Японцы не растерялись и стали одну за одной направлять специальные экс­педиции для поиска метеоритов. Результаты пре­взошли все ожидания: всего за три полевых сезона японцы пополнили свою коллекцию метеоритов 983 новыми образцами!

Вслед за японцами поиски метеоритов в Ан­тарктиде начали американцы, а за ними исследо­ватели и из других стран. В 2000 году NASA даже испытало специальный четырехколесный робот- вездеход для сбора метеоритов. Хотя он работал на территории, где уже проводились поиски, ему все же удалось найти 7 метеоритов. Всего же амери­канцам к настоящему времени удалось собрать на южной макушке планеты более 7 500 внеземных камней.

Ученые узнали и о том, каким образом в определенных местах Антарктиды происходит накопление метеоритов. Очень длительное время метеориты падают на ледяную шапку континента, их заносит снегом, и со временем они оказыва­ются замурованными в леднике. Сползающий из центральных более возвышенных областей конти­нента лед движется к его окраинам. Кое-где на его пути встают горные хребты. При попытке наползти на них сильный ветер слой за слоем «испаряет» лед, а на его поверхности начинают накапливаться бывшие внутри него метеориты, таким образом, действует своеобразная природная «обогатитель­ная фабрика» внеземного вещества.

Ведутся поиски внеземных камней и в метео­ритных кратерах, как в давно известных, так и в новых, которые удается обнаружить с помощью аэрофотосъемки. Однако не менее перспективны­ми, чем льды Антарктиды, для поисков метеоритов оказались пустыни. Там, где поверхность пустынь представлена глинистыми, известняковыми и щебнистыми отложениями, на их светлом фоне прекрасно выделяются метеориты со своей темной

корой плавления, остается только внимательно смотреть по сторонам, причем поиски вести можно даже с машины.

Самые крупны и самые знаменитые

Самым крупным из внеземных камней, обна­руженных на нашей планете, считается метеорит Гоба, который 8о ооо лет назад упал на афри­канский континент. Весит этот железный гигант 6о тонн и до сих пор находится на том месте, где он когда-то приземлился. Лежит метеорит-гигант в Намибии. Рассказывают, что внеземной камень в 1920 году обнаружил охотник Якобус Брите. Пре­следуя раненую антилопу, он устал и сделал при­вал у необычного большого черного камня. При попытке поточить об него нож посыпались искры. На всякий случай охотник решил отколоть кусочек камня и показать его специалистам, так выяснилось, что он нашел метеорит. По другой версии, метеорит был скрыт слоем земли и его случайно обнаружили при вспашке участка саванны.

Гоба размером 1x3x3 метра состоит из железа, никеля и кобальта с небольшими примесями дру­гих элементов. Метеорит — национальный при­родный памятник Намибии и охраняется законом. Несмотря на это, метеорит методично «грызут» туристы, по краям камня видны свежие следы сколов и спилов, говорят, на суве­ниры растащили уже около 500 кг внеземного камня. Видимо, вскоре остатки Гобы все-таки переместят в какой-нибудь музей, иначе от метеорита ничего не останется.

Другим крупным и знамени­тым внеземным камнем является железный метеорит Вилламет. Его высота — 3 метра, а вес — 15 тонн. По мнению ученых, метеорит пред ставляет собой фрагмент железно­го ядра какой-то планеты, уничто­женной при столкновении с иным космическим телом миллиарды лет назад. На Землю метеорит yпал тысячи лет назад. Необычный ка­мень привлек внимание американ­ских индейцев из племени клакамас. Они назвали его Томановос и стали проводить вокруг метеорита регулярные ритуалы, прося у него здоровья и силы.

В 1902 году о метеорите стало известно специа­листам, все закончилось тем, что уникальный ме­теорит забрали с территории индейцев, заключив с племенем необычное соглашение. Согласно ему, ученые могут изучать метеорит и демонстрировать его публике до тех пор, пока индейцы клакамас мо­гут посещать камень и проводить рядом с ним свои ритуалы. Увидеть уникальный метеорит можно в Музее естественной истории в Нью-Йорке.

Любопытно, что одним из самых известных метеоритов является Тунгусский, хотя до настоя­щего времени не обнаружено ни одного достовер­ного фрагмента этого космического тела. Однако воздействие на земную поверхность взрыва этого колоссального внеземного объекта было настолько масштабным, что произойди он над Москвой или Петербургом, от городов ничего бы не осталось. Не менее знаменит и другой наш метеорит — Сихотэ-Алинский, фрагменты которого находятся во мно­гих ведущих музеях мира.

Стоит вспомнить и о знаме­нитом метеорите «Палласово железо». В 1749 году загадочную глыбу из чистого белого железа, напоминающую губку с отверстия­ми, заполненными желтоватыми камешками, обнаружили горный мастер Иоганн Меттих и охотник Яков Медведев. Находка была сделана в 200 км к юго-западу от Красноярска при обследовании выхода магнетитовой жилы. Яко­ву Медведеву с помощью неверо­ятных усилий удалось доставить железную глыбу к себе в деревню, он надеялся как-то использовать столь чистый металл в хозяйстве.

Однако применить железо не удалось, так и осталась глыба валяться во дворе у охотника. В 1771 году она привлекла внимание солдата Якуба, состоящего в экспедиции петербургского академи­ка П. С. Палласа. Он обратил на нее внимание уче­ного, Паллас сразу оценил ценность и необычность этой находки и переправил 700-килограммовую глыбу в Петербург. Много лет ученые обсуждали вопрос о происхождении загадочной металли­ческой глыбы, пока в 1794 году немецкий физик Эрнест Хладни не выдвинул обоснованную версию о ее космическом происхождении. Этот знамени­тый внеземной камень относится к редкому классу железо-каменных метеоритов-палласитов.

В 1980 году в 400 метрах от места находки метеорита «Палласово железо» на вершине сопки Метеоритная был установлен первый в мире памятный знак метеориту. Он отлит в виде двухме­трового чугунного диска, на нем изображены полет болида и упавший метеорит (скульптор Ю. П. Ишханов).

А вот метеорит ALH 84001 невелик по размеру, одна­ко стал настоящей научной сенсацией и вызвал среди ученых ожесточенные споры. Его обнаружили в 1984 году в Антарктиде, куда он попал 13 ооо лет назад. Все дело в том, что этот метеорит попал на нашу планету с Марса. Около 15 миллионов лет назад в Марс врезался астероид, столкновение было настолько сильным, что часть обломков Красной планеты выбросило в космос. Так ALH 84001 попал на Землю. Прославился этот метеорит тем, что в нем были обнаружены загадоч­ные образования, очень похожие на окаменевшие крошечные бактерии. Многие ученые уверены, что этот метеорит служит доказательством наличия жизни на Марсе.

Звездные шрамы Земли

При падении на Землю крупные метеориты оставляют на ее поверхности весьма внушительные кратеры. Многие из них со временем зарастают лесом, нивелируются процессами эрозии, в ряде кратеров образуются озера. Однако есть и такие, которые дают весьма наглядное представление о мощи ударов, наносимых незваными космически­ми гостями.

Пожалуй, кратер Бэрринджер (Аризона, США) является самой знаменитой земной «раной», нанесенной метеоритом. Этот кратер показывают в документальных научных фильмах, его фото­графиями иллюстрируют статьи о последствиях падения на Землю метеоритов и астероидов, даже астронавты НАСА тренировались в нем перед поле­том на Луну. Диаметр кратера — 1,2 км, а глубина достигает 170 метров. 50 ооо лет назад в это место врезался 50-ме- тровый железный метеорит.

Досье на космических странников

Кратер носит имя инженера Д. М. Бэрринджера, который в 1902 году приобрел земельный участок с местом падения метеори­та. Он намеревался пробурить дно кратера и не только доказать его космическое происхождение, в чем тогда некоторые сомневались, но и найти метеоритное железо, надеясь разбогатеть от его продажи. Стать богачом ему не удалось, но косми­ческое происхождение кратера он доказал. Потомки Бэрринджера и сейчас владеют кратером, который приносит им неплохой и посто­янный доход, ведь туристов к нему пускают за определенную плату.

Метеоритные кратеры обнаружены практически на всех континентах, есть они даже в Подмосковье, а вот в Баден-Вюртемберге (Германия) в кратере возрастом 14—15 млн лет и диаметром 3,8 км даже располагаются два городка — Зонтайм и Штайн- хайм. Кстати, в Германии есть и гораздо более крупный метеоритный кратер — Нордлингер Рис, диаметром в 24 км. Конечно, эти древние кратеры значительно сглажены процессами эрозии, зарос­ли лесами, застроены деревеньками и небольшими городками, поэтому и не выглядят столь живопис­но, как их аризонский собрат.

В Гане (Африка) в 30 км от города Кумаси внутри метеоритного кратера диаметром в 10,5 км, образовавшегося около 1 млн лет назад, располага­ется одно из красивейших озер Западной Афри­ки — Босумтви, которое у народа ашанти считается священным. Кратер был образован падением тела диаметром около 500 метров. Удар был настоль­ко сильным, что земные породы расплавились и образовались тектиты — куски темно-зеленого и черного стекла, разлетевшиеся в радиусе юоо км от Босумтви. Сейчас озеро занимает основную часть кратера, его диаметр — 8 км, а максимальная глубина — 8о метров.

Озера образовались во многих метеоритных кратерах. В Индии есть соленое озеро Лонар, воз­никшее при падении метеорита более 50 ооо лет назад. В появившемся кратере диаметром 1800 м и глубиной до 150 м открылся источник, и он за­полнился водой. Сейчас это непроточное соленое озеро с весьма неприятным запахом. Однако к его берегам часто приходят паломники, ведь с озером связано много легенд и мифов. Например, счита­ется, что на месте озера прятался демон Лонасура, его убил бог Вишну, и воды озера являются кровью демона.

В России в Карелии тоже есть озеро, располо­женное в древнейшем метеоритном кратере воз­растом 2,4 млрд лет. Называется оно Суавъярви и находится в 56 км к северо-западу от Медвежьегор­ска. О том, что здесь когда-то упал крупный метео­рит, ученые узнали сравнительно недавно, когда в 1980-х годах геологи обнаружили в районе озера импактные алмазы, образовавшиеся в результате падения космического объекта.

Множество метеоритных кратеров, обнаружен­ных на Земле, говорит о том, что падение крупных космических тел, хоть и случается довольно редко, все же происходит вполне регулярно, поэтому нет никаких оснований преуменьшать опасность для человечества со стороны космических странников.

Автор статьи: Виталий Голубев