Октавиус - ледяной фантом

 

 
Сегодня уже никто не сможет с уверенностью сказать, является ли история «Октавиуса» всего лишь легендой или одной из множества нераскрытых тайн, что во все времена преподносил и до сих пор преподносит людям океан.

10 сентября 1761 года английский парусник «Октавиус» вышел из гавани Ливерпуля и отправился в Китай. В этот долгий рейс капитан Ситтон взял с собой жену и 10-летнего сына.

Непростое путешествие

В те времена были известны два морских пути из Европы в страны Востока: один из них - вокруг Африки - считался вотчиной португальцев, второй - через пролив Д рей ка в обход Южной Америки - контролировали испанцы. Мореплаватели из стран Северной и Западной Европы издавна мечтали о собственном, более коротком пути. Таковым мог бы стать проход между океанами вдоль северных берегов Америки, но пока, несмотря на многочисленные попытки, никому из европейцев, многие из которых сложили там головы, не удавалось пройти его до конца. Поэтому «Октавиус» прибыл в Китай по обычному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды. Трудно сказать, какими соображениями руководствовался капитан Ситтон, когда, закончив дела и покинув Китай в 1762 году, направил свой корабль совсем в ином направлении - на северо-восток. Но к берегам Туманного Альбиона «Октавиус» так и не вернулся.

Октавиус - ледяной фантом

Тайна судового журнала не раскрыта до сих пор


Поиски его на безбрежных просторах Тихого океана были бессмысленны, с годами о пропавшем корабле и людях на нем просто забыли. В 1775 году судно «Геральд», занятое промыслом китов в водах к западу от Гренландии, попало в штиль и было вынуждено дрейфовать среди ледовых полей. Ночью, на второй или третий день пребывания «Геральда» в ледовом плену, внезапно поднявшийся шторм взломал лед, открыв в нем проходы. И тогда команда «Геральда» с изумлением увидела медленно приближающийся к ним странный корабль. Его борта, мачты и реи были покрыты сверкающим льдом, людей на палубе не было. Похоже, что никем не управляемый корабль дрейфовал среди льдов сам по себе. На борту пришельца с трудом можно было прочесть едва различимое название - «Октавиус». Капитан «Геральда» Арчибальд Скотт никогда не слышал о таком судне. Он с несколькими матросами на боте приблизился к загадочному кораблю и поднялся на его борт.

Жуткий корабль

Здесь они с ужасом обнаружили, что на нижней палубе все койки в кубрике заняты мертвецами, прекрасно сохранившимися из-за холода. Мертвый капитан был найден в своей каюте сидящим за столом перед открытым судовым журналом. Рядом на койке находилось тело его жены. На полу каюты сидел мертвый моряк, перед ним валялись кремень и щепки. Казалось, смерть настигла его в тот момент, когда он еще пытался разжечь огонь. Рядом на полу под матросской курткой съежилось тело мальчика. На камбузе и в кладовой не было ни крошки провизии. Напуганные китобои постарались поскорее покинуть этот корабль мертвецов. Забрав судовой журнал, они поспешили на свой бот. При погрузке в него журнал, ставший хрупким от мороза, разломился в руках матроса, и большая часть страниц выпала за борт. Сохранились только две первые и последняя страницы. Китобои с облегчением покинули жуткий корабль, но полный штиль не позволил «Геральду» немедленно отойти от него подальше. Пришлось еще почти сутки простоять поблизости. Вряд ли морякам «Геральда» приходилось когда-либо переживать столь тревожную ночь: то им казалось, что в иллюминаторах «Октавиуса» виден свет, то им чудился собачий вой с его палубы. Под утро с вахтенным случилась настоящая истерика. Он утверждал, что какая-то фигура с фонарем в руках только что прошла по палубе корабля-призрака. Все облегченно вздохнули, когда поднялся легкий ветерок и «Октавиус», поскрипывая реями, продолжил свой дрейф, навсегда растворившись в утреннем тумане. Больше никто никогда не встречал его. Остались только несколько страниц судового журнала. Первые страницы заканчивались записью о прекрасной погоде, попутном ветре и о том, что корабль недавно миновал Канарские острова. Последняя страница была совсем иной - она содержала единственную запись, сделанную уже не рукой капитана. В ней говорилось, что корабль уже 17 дней находится в плену у льдов, люди страдают от холода и голода, сын капитана умер, а его жена уже не чувствует холода (признак близкой кончины). Сам капитан после смерти сына потерял рассудок и целыми днями сидит, ничего не предпринимая. Здесь же были приведены и приблизительные координаты корабля - 75° северной широты, 160° западной долготы. Это парой сотен миль севернее Аляски. Получается, что встреченный у берегов Гренландии «Октавиус» с уже мертвой командой совершил дрейф из Тихого океана в Атлантический, двигаясь пресловутым Северо-Западным проходом, за более чем 100 лет до его официального открытия.

Подвиг капитана

Американский морской историк Раймонд Рамсей, пытавшийся разобраться с исчезновением «Октавиуса», считал, что капитан Ситтон, возвращаясь из Китая, совершил самонадеянный, но гениальный поступок, граничащий с безумием. Вместо того чтобы идти на юго-запад в обход мыса Доброй Надежды, он попытался осуществить мечту моряков того времени - найти проход между океанами севернее Американского континента. Если Рамсей прав, то первым, кто прошел Северо-Западным проходом из Тихого океана в Атлантический, был корабль мертвецов, проделавший этот дрейф за 13 лет. Большинство исследователей сомневаются в реальности такого длительного неуправляемого плавания. Однако даже знакомый с историей «Октавиуса» Руаль Амундсен, первым преодолевший Северо-Западный проход в 1903-1906 годах, считал, что с некоторой невысокой вероятностью такое могло случиться. Косвенно подтверждает такую возможность и то, что плавание Северо-Западным проходом, аналогичное дрейфу «Октавиуса», в 1940-1941 годах совершило канадское судно «Сент-Рок». К сожалению, листы судового журнала «Октавиуса» не сохранились до наших дней, поэтому некоторые из современных исследователей полагают, что всю эпопею этого корабля-фантома можно отнести к числу многочисленных выдумок падких до сенсаций газетчиков. Однако существует отчет капитана Арчибальда Скотта, подлинность которого подтверждена современными экспертами. И представляется труднообъяснимым, зачем капитану Скотту понадобилось выдумывать такую замысловатую историю, которую к тому же в свое время могли подтвердить очевидцы - его матросы. Но в те годы никто этим не заинтересовался - слишком много кораблей исчезало тогда бесследно в океане. И отчет Скотта почти 200 лет провалялся в архивах. Так что, скорее всего, мы уже никогда не узнаем ничего об истинной судьбе корабля мертвецов - «Октавиуса».
 
 

Полярный исследователь Руаль Амундсен полагал, что Северо-Западный морской проход мог открыть корабль мертвецов 

Авторы статьи: Aнатoлий Бyровцев, Кoнстантин Pишеc