Погружение в бездну

 
 
Не менее 70% поверхности нашей планеты покрывают воды Мирового океана. Именно это обстоятельство побудило ученых и инженеров разных стран взяться за создание глубоководных аппаратов...
 
Глубоководные аппараты обнаружили затонувший «Титаник» 

Попытки проникнуть на глубину начались задолго до этого. Изобретением с большим стажем является водолазный колокол - согласно легенде, одним из первых им воспользовался любознательный Александр Македонский. Позже появились тяжелые водолазные скафандры, воздух в которые подавался с поверхности. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян создали акваланг. Со временем водолазный колокол уступил место автономным или буксируемым подводным аппаратам, способным доставить водолазов на глубину до 200 м.

Покорение стихии

Глубоководные аппараты (ГА) представляют собой сложные агрегаты, основой которых служит прочный корпус, рассчитанный на высокое гидростатическое давление. Внутри прочного корпуса, имеющего, как правило, форму цилиндра или сферы, размещаются экипаж и приборы управления. Часть оборудования, способного работать непосредственно в морской воде, размещается вне прочного корпуса под водопроницаемым легким обтекателем. Для движения под водой используются горизонтальные и вертикальные гребные винты, приводимые в действие электромоторами, получающими энергию от размещенных вне прочного корпуса аккумуляторов.

В США и СССР строились единичные образцы ГА специального назначения, у которых источником энергии служили маломощные атомные реакторы. Для погружения и всплытия они были снабжены заполняемыми водой балластными цистернами и поплавками. На ГА, рассчитанных на большую глубину, поплавки заполнены легким несжимаемым бензином. Без этого они были бы раздавлены высоким забортным давлением, а если сделать их оболочки более прочными, то из поплавков они превратятся в грузила. Бензин, который на 32% легче морской воды, обеспечивает плавучесть ГА, пока его цистерны не заполнены водой.

Строительство ГА разного назначения активно велось в США, Англии, Франции, Японии, Канаде. На исходе XX века в глубинах Мирового океана трудилось до 200 ГА. В СССР их строили на заводах Ленинграда и Горького. Сначала на свет появился «Север-2», который сконструировал Юрий Сапожков. После него был построен «Поиск-2» (глубина погружения до 2000 м), затем - «Поиск-6» (проект курировал ведущий конструктор Юрий Коновалов), рассчитанный уже на 6000 м.

На грани жизни и смерти

Работы в неизведанных глубинах сопряжены с многообразными опасностями. И не все аварийные ситуации имели счастливый конец.

В июне 1973 года ГА «Джонсон Си Линк», имеющий шлюзовой отсек для легких водолазов, выполнял биологические исследования на глубине 110 м неподалеку от берегов Флориды. Работами с борта судна сопровождения руководил сам Эдвин Линк - владелец и конструктор ГА. Годом раньше здесь был затоплен списанный эсминец, который за это время так оброс морской флорой, что превратился .в подобие рифа, привлекательного для морских обитателей. «Джонсон Си Линк» с двумя водолазами в шлюзовом отсеке медленно продвигался вдоль борта эсминца, когда внезапно сильное подводное течение втянуло его в пробоину в борту корабля. Зацепившись там за что-то, ГА не мог всплыть без посторонней помощи. А помощь пришла слишком поздно - через 30 часов, когда оба водолаза уже погибали от переохлаждения и недостатка кислорода. Один из погибших был сыном Эдвина Линка.

Но ГА не только бедствовали и взывали о помощи. На их счету немало полезных дел. Им принадлежит честь находки «Титаника», пролежавшего на дне Атлантики более 73 лет. Первым осенью 1985 года его обнаружил подводный робот «Арго». Затем в дело вступил «Элвин». Погрузившийся на нем Роберт Баллард выполнил самые первые фото погибшего судна. А летом 1987 года здесь основательно поработал французский батискаф «Наутилус», совершивший 18 погружений к «Титанику» и поднявший с него на поверхность множество предметов. Неоднократно спускались к «Титанику» российские «Мир-1» и «Мир-2», арендованные Джеймсом Кэмероном для съемок его ставшего культовым фильма «Титаник». Кэмерон активно участвовал в этих погружениях. Возможно, именно тогда он ощутил «зов глубины». Через 15 лет после выхода на экраны его фильма он совершил уникальное погружение на построенном за собственный счет одноместном ГА «Дип Си Челенджер» в Марианскую впадину, в одиночку достигнув глубины 10 898 м.

Кoнcтaнтин Ришec