Золотой шлем кимбайя

 

Золотой шлем кимбайя

 
Золото на американском континенте начали добывать и обрабатывать задолго до появления там Колумба. Особого успеха в этом деле достигли народности чиб-ча-муиски (XII-XVI века), чиму (XIII-XV века) и особенно кимбайя (IV-X века). Золотой шлем, сделанный ювелирами кимбайя, свидетельствует об их высочайшем мастерстве...

Некоторые ученые считают, что народы, переселившиеся в Америку, вначале осели на территории современной Колумбии. А уже оттуда они распространились на север и юг. Так что Колумбия может считаться колыбелью «высоких» цивилизаций Нового Света, создавших замечательную культуру, освоивших сложные ремесла, среди которых особое место занимает работа с золотом.

Народность кимбайя обитала в средней части реки Каука, по некоторым предположениям, в V-X веках нашей эры. На их территории находился один из главных центров добычи золота. Недаром испанские историки XVI-XVII веков называли их самым богатым индейским народом на севере Южной Америки. Так, испанский хронист Сьерра де Леон писал: «...у сеньоров имелись большие запасы золота. Среди прочих их вещей, попадающихся на глаза, были золотые украшения и большие золотые кубки, из которых они пили вино. Я видел, как касик по имени Такуррумби подарил капитану Хорхе Робледо такой кубок вместимостью в два асумбре (мера жидкостей, около 2,16 л). Второй кубок, более вместительный и красивый, он преподнес Мигелю Муньосу».

Кимбайя были сильными, хорошо сложенными и красивыми людьми. Существуют свидетельства того, что кимбайя владели секретными техниками, позволяющими с высоким мастерством производить изделия из золота, тумбаги (сплав золота и меди, широко использовавшийся в доколумбовых культурах) и томпака (своего рода разновидность латуни). Причина этого якобы заключалась в том, что индейцам была известна некая трава, придававшая металлу мягкость.

Может быть, именно потому все изделия, сделанные руками кимбайя, не только выполнены с высоким мастерством, но и славятся своими особенностями - реализмом и простотой отделки. Кимбайя применяли золочение и серебрение, а также холодную и горячую ковку, штамповку, чеканку, литье в технике «утраченного воска», литье в формах из огнеупорной глины, филигрань, закалку, пайку и т.д. Ковкость металла они улучшали прокаливанием, и вообще знали много технических приемов, с помощью которых получались изделия, не уступающие по мастерству европейским образцам, а иногда и превосходящие их.

Зачастую кимбайя изображали на поверхностях своих изделий зверей, растительные орнаменты и человеческие фигуры. Лучше всего ювелирам народов «золотого короля» (так кимбайя и другие народности называли испанцы) удавались золотые ожерелья, браслеты, украшения для носа и ушей, скипетры, булавки, трубы, ко-пьеметалки, ступки, а также воинские шлемы.

Этот золотой шлем, так же как и большинство обнаруженных изделий, относится к погребальной утвари и был найден внутри саркофага, выполненного из пустотелых древесных стволов. Судя по всему, он принадлежал кому-то из вождей кимбайя и после его смерти был положен в могилу - золото представляло собой священный металл, «пропуск» в загробную жизнь.

Сферическая поверхность шлема украшена прямоугольным выступом, по краям которого проступают золотые «бусины», придающие геометрической фигуре законченную форму. Снизу прямоугольник (возможно, олицетворяющий небесный свод) держит на вытянутых руках фигурка божества, типичная для пантеона индейских богов. Расположенная в центре шлема, фигурка делит его пополам, отсылая к какому-то древнему ритуальному или воинскому обряду. Крепкая, уверенная поза божка со свирепым выражением лица должна была отгонять злых духов, которые могли повстречаться умершему вождю на пути в загробный мир.

В настоящее время золотой шлем находится в Британском музее, являясь его гордостью.

Автор статьи: Игорь Родионов